Запуск BR 101 Expert в Train Sim World

BR 101 Expert - инструкция по запуску.

В августе 2024 года для Train Sim World вышло DLC Expert DB BR 101 & IC Steuerwagen Loco Add-On. Это DLC привносит в игру продвинутую версию локомотива BR 101 Expert с полностью проработанными органами управления, машинным отделением и новыми реалистичными звуками. Локомотив представлен в трех вариантах: MFA версия в окраске IC (белый), а также MFA и MFD версии в красном цвете. Локомотив также умеет генерировать случайные неисправности. Помимо локомотива, в DLC представлен пассажирский вагон с кабиной управления.

Мой обзор на YouTube

Запуск BR 101 Expert

После загрузки сценария или самостоятельного спавна состава, первые действия, необходимые для запуска локомотива ничем не отличаются от действий для обычной версии BR 101. Пантограф уже поднят, главный выключатель замкнут, все системы включены. Вставляем реверсивную рукоятку, включаем реверс вперед, вставляем и поворачиваем ключ блокировки тормозов и отпускаем поездной тормоз до позиции 1B (полностью отпустите перед самым отправлением). За спиной машиниста также нужно поставить переключатель “Сигнальные огни” в положение “Огни”. Если вы самостоятельно спавните локомотив в свободном режиме или режиме расписания, то перед отправлением вам также потребуется отпустить стояночный тормоз, тоже за спиной машиниста.

Важно: если в разделе Настройки => Помощь игроку у вас включен режим эксперта, то после спавна локомотива, у вас по умолчанию будут включены системы PZB, LZB и Sifa, а также генерация случайных неисправностей. Если же режим эксперта будет выключен, то эти системы, а также генерация неисправностей будут отключены и вы сможете управлять составом в более аркадном режиме.

Если вы играете в режиме эксперта, но хотите отключить генерацию неисправностей, вы можете сделать это на экране EBuLa (правый). Нажмите кнопку [St] и у вас появится меню управления генерацией неисправностей.

Экран EBuLa в BR 101 Expert

Если вы играете в режиме эксперта и хотите отключить контроль бдительности (Sifa), то отправляйтесь в дальнюю часть машинного отделения, найдите на стенке слева отдельный от автоматов черный тумблер “Аварийный выключатель Sifa” и выключите его. Затем вернитесь немного назад и на той же стороне увидите секцию с различными пневматическими кранами и клапанами. Там нужно перекрыть единственный желтый запорный кран “Sifa”. После этого сможете управлять составом без контроля бдительности. Однако состав будет сообщать о неисправности и вам нужно подтвердить ее, для этого нажмите [St] на мониторе MDT (левый), затем стрелками выберите неисправность “Sifa abgesperrt”, нажмите кнопку [V=0], затем [0], чтобы выйти. После этого локомотив не будет оповещать о проблеме.

Далее, в отличие от обычного BR 101, в этом локомотиве перед отправлением вам необходимо самостоятельно ввести данные ZDE о составе. Данные, указанные по умолчанию, не позволят вам развить максимально допустимую скорость, да и торможение будет работать неправильно.

Расчет данных ZDE в BR 101 Expert

Скажу сразу: если вам лень вручную рассчитывать значения, вы можете воспользоваться моим калькулятором.

Данные ZDE представляют собой несколько значений:

  • BRA – тип тормоза
  • BRH – тормозной коэффициент
  • ZL – длина состава
  • VMZ – максимальная скорость

BRA поддерживает всего 3 значения:

  • 2 – грузовой поезд с режимом тормоза G
  • 4 – грузовой поезд с режимом тормоза P
  • 9 – пассажирский поезд (режимы R, R+E)

Значение BRH требует расчетов. Обойдите ваш состав и найдите на каждом вагоне его длину, массу и тормозной вес для выбранного режима тормоза. Запишите эти данные, а также число вагонов.

Длина BR 101 Expert
Длина на локомотиве
Длина вагона IC
Длина на вагонах

Для расчетов нужна большая длина (длина с буферами), поэтому записывайте ее. При подсчете суммарной длины состава, получившуюся длину нужно округлить вверх до ближайшего числа, кратного 10.

Масса и тормозной вес BR 101 Expert
Масса и тормозной вес на локомотиве
Масса вагона IC
Масса на вагонах
Тормозной вес вагона IC
Тормозной вес на вагонах

Для массы всегда выбираем наибольшее значение, то есть 84т для локомотива и 51т для вагонов Avmmz и Bpmmz. У вагона с кабиной управления будут другие значения. Тормозной вес выбираем в зависимости от режима тормоза. На локомотиве по умолчанию R (скоростной режим) + E (электрический тормоз), соответственно тормозной вес будет 168т (мы рассчитываем BRH > 170). На вагонах R (скоростной режим) + Mg (магниторельсовые тормоза), соответственно например у вагона Avmmz тормозной вес будет 107т.

Итак, для расчетов мы рассмотрим стандартный состав из DLC, состоящий из локомотива BR 101 Expert, двух вагонов Avmmz, шести вагонов Bpmmz и одного вагона Bpmmbdzf 286.1 Expert (вагон с кабиной).

  • Суммарная длина: 19.10 + (26.40 * 9) = 256.7, округляем до 260.
  • Суммарная масса: 84 + (51 * 8) + 53 = 545
  • Суммарный тормозной вес: 168 + (107 * 2) + (108 * 6) + 90 = 1120

Теперь нужно рассчитать BRH. Для этого на экране EBuLa нажимаем [0], затем [9], затем [2]. Откроется калькулятор BRH. В верхнее поле вводим суммарный тормозной вес, в нижнее вводим суммарную массу и нажимаем [E] для получения результата.

Калькулятор BRH на экране EBuLa

Как мы видим, получилось значение 205. Но это значение не нужно вводить в ZDE. Вместо этого найдем лист с данными на стенке в кабине машиниста. Он есть только в MFA версии BR 101 Expert и в кабине вагона Bpmmbdzf 286.1 Expert. Если вы выбрали MFD версию, этот лист вы можете найти в мануале для DLC.

Лист ZDE

Согласно таблице, для значения 205, BRH будет 180, а максимальная скорость для типа тормоза 9, будет 220 км/ч. Таким образом, у нас есть все нужные значения для ввода.

Ввод данных ZDE в BR 101 Expert

Ввод данных всегда происходит в одном и том же порядке: BRA, BRH, ZL, VMZ. Все трехзначные значения вводятся как двухзначные, например для 180, вводится 18 и т.п. Последний ноль дописывается уже где-то внутри системы. То есть у нас получаются такие значения: 9 18 26 22. Перед вводом данных, убедитесь, что состав подготовлен к работе и установлен реверс вперед.

В MFA версии локомотива, данные нужно вводить на панели ZDE, которая находится на задней стенке, рядом с левой дверью. Ввод осуществляется путем нажатия черных кнопок с механически переключаемыми цифрами. После ввода, нажмите кнопку [ZD] на панели ZDE и ввод будет завершен. Обратите внимание, что максимальная скорость (VMZ) 220 км/ч будет заменена на 200 км/ч, поскольку системы безопасности локомотива не позволяют превышать ее. Это абсолютно нормально.

Ввод данных в панели ZDE
Такая же панель есть и в кабине вагона Bpmmbdzf 286.1 Expert.

В MFD версии локомотива, данные нужно вводить на мониторе MDT (левый). Нажимаем кнопку [4] и видим значения по умолчанию. Затем нажимаем [1], попадаем в меню ввода ZDE и вводим числа в нужном порядке. После ввода нажимаем [E], числа начнут мигать. Снова нажимаем [E] и начнет мигать желтая строка сверху. Теперь необходимо выполнить подтверждение PZB/LZB, новые значения ZDE будут применены и теперь можно выйти из этого меню, дважды нажав кнопку [C] на мониторе MDT. Обратите внимание, что в MFD версии значение VMZ 220 км/ч хоть и будет принято, системы безопасности поезда все равно не позволят вам превысить 200 км/ч.

Ввод ZDE на экране MDT

Собственный калькулятор ZDE

Я часто играю с составами, которые создаю в редакторе, поэтому число вагонов и их типы постоянно меняются. Каждый раз делать расчет BRH мне лень, поэтому я разработал калькулятор, в который внес необходимые данные для расчетов, а также данные из таблицы на листе ZDE в кабине машиниста. В этом калькуляторе вы можете быстро выбрать тип состава, режим тормоза, типы вагонов в вашем составе и их количество и получить все данные ZDE для ввода. Вот пример для состава, с которым мы работали в этой статье:

Обратите внимание, что в качестве названий вагонов в калькуляторе используются названия из редактора составов, иначе в них сложно будет ориентироваться. Для удобства я добавил скриншоты вагонов. На момент написания статьи, я также добавил в калькулятор 3 вида грузовых вагонов. В будущем, по мере наличия у меня свободного времени, я буду постепенно дополнять список вагонов. Если вам интересно, сохраните ссылку на калькулятор в закладках (он доступен только по прямой ссылке).

Удачных поездок на BR 101 Expert! 😉